8 ноября в Санкт-Петербурге открылась III ежегодная конференция «Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области». В мероприятии приняли участие руководители Министерства транспорта РФ, представители Правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области, профильных ведомств, профессиональных сообществ и крупнейших организаций транспортной отрасли.
На мероприятии была затронута актуальная тема для дискуссий - реализация транспортных проектов с привлечением частных инвесторов и федерального софинансирования.
Применение схемы государственно-частного партнерства в развитии транспортной инфраструктуры России доказало свою эффективность. В нынешних экономических условиях применение такого механизма является особенно результативным. К такому выводу пришли участники рабочей сессии "Съезд регионов. Реализация транспортных проектов с привлечением частных инвесторов и федерального софинансирования», состоявшейся сегодня в рамках III ежегодной конференции "Транспортная инфраструктура Петербурга и Ленобласти".
Светлана Маслова, руководитель Центра ГЧП ВШМ СПбГУ сообщила, что в мировой практике схема ГЧП в реализации транспортных проектов очень распространена: "Во многих странах участие бюджетных средств в дорожной сфере скорее исключение, а не правило. Государство только создает необходимые условия для реализации проектов".
По словам Дмитрия Прончатова, заместителя руководителя Федерального дорожного агентства, один из показательных примеров работы ГЧП федерального уровня - система сбора за проезд с 12-ти тонников "Платон". "В начале по поводу реализации этой схемы были баталии, но сейчас система "Платон" показала свою успешность". Сейчас к большегрузам применяется льготный тариф - 1,53 рублей за км. В будущем планируется перейти на базовый тариф, а позже применить индексацию. За время работы системы собрано 17 млрд рублей, а до конца текущего года сумма должна составить 20 млрд рублей. Деньги планируется направить на софинансирование региональных автодорожных проектов, реализуемых на основе концессионного соглашения. В частности, сегодня по итогам отбора проектов на рассмотрение в правительственную комиссию представлено три транспортных проекта. Речь идет о строительстве транспортного обхода города Хабаровска, обхода города Перми и автодорожного моста в Новосибирске. "Если бы не появился "Платон", мы бы этих проектов не увидели бы", - уверен Дмитрий Прончатов.
Сейчас эти проекты уже находятся на разных стадиях реализации. Так, в Хабаровске реализуется концессионный проект автомобильной дороги "Обход города Хабаровска км 13- 42". Как объяснил Владимир Быченко, советник губернатора Хабаровского края, дорога нужна для того, чтобы снизить транспортную напряженность города: с севера на юг Хабаровска можно будет попасть быстрее на час. Кроме того, она соединит федеральные автомобильные трассы "Уссури"(Хабаровск-Владивосток) и "Амур" (Чита-Хабаровск). Стоимость реализации проекта - 35 млрд рублей, 18,5 млрд рублей из которых будет выделено из федерального бюджета. Остальные средства будут привлечены за счет инвестора, который уже найден. Кредит для него предоставит АО "Гаспромбанк". В реализации таких масштабных проектов, по словам Владимира Быченко, важно выбрать наиболее подходящий инвестиционный механизм. В дальневосточном городе решено работать с инвестором по ГЧП с государственным финансированием капитальных вложений в форме концессионного соглашения со сбором платы за проезд в пользу концедента. Соответствующее соглашение будет заключено на 15 лет.
"В итоге, 28 ноября у нас пройдут окончательные переговоры с концессионером, а 12 декабря будет подписано соглашение, в середине марта мы заключим договор аренды земельных участков и в апреле 2017 года уже начнем строительство", - отчитался Владимир Быченко.
Дмитрий Прончатов познакомил участников дискуссии с основными положениями нормативных документов, устанавливающих механизм отбора проектов для предоставления федерального финансирования, заявки на получение которого можно подавать два раза в год. Он выразил надежду, что в скором времени этот механизм начнёт ритмично работать, бюджетные трансферты на реализацию проектов будут передаваться в субъекты, а регионы в свою очередь будут профессионально готовить и подавать заявки на новые проекты.
Участники сессии отметили важность работы банков в крупных дорожных проектах. Выбирая проекты для сотрудничества, банки обращают внимание на ряд параметров, сообщила Елена Бардашева, управляющий директор Центра ГЧП АО "Газпромбанк". Так, это стоимость проекта - от 1,5 млрд рублей, хорошая деловая репутация подрядчика (потенциального партнера), правильное распределение рисков, финансовое участие частного партнера (минимум 20% собственных средств). Кроме того, власти региона должны быть заинтересованы в реализации проекта. Участники дискуссии отметили, что кроме доступности бюджетных ресурсов для софинансирования, политическая воля и сформированная профессиональная команда с привлечением профессиональных транспортных консультантов - ключевые элементы успешного проекта.
Дмитрий Прончатов уверен, что "Методика отбора проектов для софинансирования из средств "Платона" - это точка роста и знак для многих регионов. Этот пример показывает, что концессионные соглашения можно и нужно заключать, - считает Елена Бардашева. «Опыт и компетенция, приобретенные во время работы по крупному проекту для получения федерального финансирования в транспортной сфере будут очень полезны и для других отраслей: здравоохранения, социальной сферы, ЖКХ. Такой механизм будет эволюционировать и получит распространение».