АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» провела мониторинг инвестиционной активности транспортных проектов в субъектах РФ, реализуемых с применением государственно-частного партнерства за первое полугодие 2018 года.Специалисты Дирекции исследовали не только проекты, реализуемые в регионах России, но проекты федерального и муниципального уровня в транспортной сфере.
На конец первого полугодия 2018 года в транспортной сфере РФ на различных стадиях реализации находится 170 ГЧП проектов, на конец декабря 2017 таких проектов насчитывалось 116. Наиболее распространённой формой реализации ГЧП проектов (более двух третей) является концессия. 9% всех проектов планируются к реализации в рамках корпоративного партнерства, главным образом это проекты транспортно-пересадочных узлов в Москве, по 5% - реализуются на основе действующих соглашений о ГЧП в соответствии с региональным законодательством.
55% (94) от общего количества - проекты строительства автомобильных дорог, мостов, тоннелей и объектов дорожной инфраструктуры и сервиса
12% (20) – проекты в области обустройства автомобильных дорог (проекты фото- и видеофиксации нарушений ПДД, весогабаритного контроля, безопасности дорожного движения, ИТС)
6% (10) – проекты в отраслях железнодорожного и авиационного транспорта
Среди федеральных округов по количеству проектов лидирует Центральный ФО (72), Северо-Западный ФО (27), Приволжский ФО (21). Наибольший объем инвестиций в РФ приходится на федеральные ГЧП проекты – свыше полутора триллиона рублей. Основными проектами являются проекты строительства федеральных автомобильных дорог, где концедентом выступает ГК «Автодор» либо Федеральное дорожное агентство. Среди субъектов РФ лидером по объему инвестиций в транспортные ГЧП проекты является:
Санкт-Петербург – 554,6 млрд. руб.
Москва - 525,2 млрд. руб.
Московская область - 323,1 млрд. руб.
Первое место по количеству ГЧП проектов занимает Московская область (23 проекта), опережая Москву (21 проект ) и Санкт-Петербург (15 проектов).
Большая часть ГЧП проектов имеет длительный срок реализации – 63 проекта из 170 имеют срок реализации больше 20 лет, для 51 проекта предполагается реализация в течение 10-20 лет. 17 проектов на данный момент находятся в проработке.
В 2018 году появился новый вид транспортных ГЧП проектов – частные трамваи. Весной 2018 года в Санкт-Петербурге была запущена первая трамвайная концессия в сфере легкорельсового транспорта – трамвай «Чижик» в Красногвардейском районе. Проект предусматривает строительство трамвайных путей с покрытием, обеспечивающим практически бесшумный ход по четырем маршрутам, которые возводятся в несколько этапов генеральным подрядчиком компанией «ЛСР Строй». Стоимость проезда на «Чижике» аналогична стоимости проезда в общегородском транспорте.
На очереди в Санкт-Петербурге создание на основе концессий еще четырех трамвайных сетей по маршрутам:
Петергоф - ст. м. Кировский завод (Путиловская);
ст.м. «Купчино» – пос. Шушары – Славянка;
ст. м. Шушары (Южная) – г. Колпино;
ст.м. «Кировский завод» – г. Красное село.
В марте 2018 года председатель Правительства РФ Д.А. Медведев утвердил «План мероприятий по развитию инструментария государственно-частного партнерства». План включает 16 позиций, направленных на создание механизмов развития строительства и реконструкции инфраструктуры в России, совершенствование законодательства в сфере государственно-частного партнёрства для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов и повышения их инвестиционной привлекательности для частных инвесторов.
В составе бюджета РФ также появится Фонд развития, размер которого до 2024 года составит 3,5 трлн. руб. Средства фонда будут направляться на проекты магистральной инфраструктуры, связывающие населенные пункты: железные дороги, порты, аэропорты.