Главная - Пресс-центр - Новости - 2022 - Апрель - Подведены итоги мониторинга инвестиционной активности в сфере транспорта за второе полугодие 2021 года

Подведены итоги мониторинга инвестиционной активности в сфере транспорта за второе полугодие 2021 года

5 апреля

На начало 2022 года в России реализуются или планируются к реализации 195 ГЧП-проектов, общая стоимость которых достигла 3,8 трлн рублей. Общее число проектов, включенных в мониторинг, практически равно числу проектов первого полугодия 2021 года (в первом полугодии в мониторинг были включены 196 проектов): изменения в количестве проектов обусловлены актуализацией статуса ранее учтенных проектов и включением новых. 

Впервые за два последних года можно говорить о постепенном процессе восстановления рынка концессий и ГЧП-проектов с начала пандемии. Транспортные проекты (особенно федеральные, обеспечивающие до 60% всех инвестиций в транспортные ГЧП-проекты до 2020 года) ощутили на себе последствия кризиса 2020 года сильнее, так как относятся к наиболее капиталоемким проектам и их чаще других может ожидать участь быть приостановленными. Тем не менее, ГЧП как форма сотрудничества государства и бизнеса осталась востребованным механизмом решения транспортных проблем, особенно на региональном уровне, где продолжается увеличение количества проектов и их доли в заявленном объеме инвестиций (66% проектов реализуются на региональном уровне).

Во втором полугодии 2021 года подписано 8 концессионных соглашений по проектам стоимостью более 200 млрд рублей. Это рекордное значение по объему финансирования за последние 2 года. Больше всего соглашений заключено в автодорожной отрасли (4 проекта на сумму 141,4 млрд рублей). Значимым событием последнего полугодия 2021 года стало заключение первой в Татарстане транспортной концессии на строительство автомобильной дороги Алексеевское-Альметьевск стоимостью более 80 млрд рублей с рекордным для транспортного проекта сроком реализации – 99 лет. До этого транспортные ГЧП-проекты имели срок реализации не более чем 49 лет.

Две трети проектов ГЧП связаны с созданием автодорог и сопутствующей инфраструктуры. На второе место по количеству реализуемых и планируемых к реализации проектов вышла категория общественного городского транспорта. Напомним, что с 2020 года в этой категории наблюдается постоянный рост. За два года число проектов увеличилось практически вдвое. В распределении инвестиций категория общественного городского транспорта также заняла второе место (11% от общего объема инвестиций). На третьем месте по числу проектов находятся транспортно-пересадочные узлы и вокзальные комплексы, хотя по объему инвестиций железнодорожная инфраструктура по-прежнему входит в тройку лидеров. 

Для Санкт-Петербурга и Ленинградской области полугодие также оказалось благоприятным. Суммарно в двух субъектах реализуются и планируются к созданию 16 транспортных объектов, размер инвестиций по которым достиг к концу 2021 года 674 млрд рублей. Это на 9% выше такого же показателя в 1 полугодии 2021 года (16% от общего объема инвестиций в транспортную инфраструктуру с использованием механизмов ГЧП).

Так, в марте 2021 года стартовало строительство скоростной развязки, которая свяжет ЗСД с Витебским проспектом. Этот участок станет первым шагом к созданию перспективного проекта Широтной магистрали скоростного движения, затрагивающей как Санкт-Петербург, так и Ленинградскую область. Кроме того, Ленинградской областью прорабатывается вопрос возможности заключения концессионного соглашения на строительство 5-6 этапов магистрали (от КАД Мурманского шоссе и от КАД до Колтушского шоссе). 

Также обсуждаются планы по развитию трамвайной сети на территории Ленинградской области. В частности, реализация концессии на строительство линии от г. Всеволожска до д. Новосаратовка.

В октябре 2021 года с подписания концессионного соглашения Минобороны с ПАО «Газпром» был дан официальный старт строительства аэропорта Левашово.

Говоря о тенденциях в развитии транспортных ГЧП-проектов, необходимо отметить возрастающую роль аспекта формирования качественной городской среды, развития и внедрения технологий «умного» города и ориентации на информационные технологии. Уделяется внимание не только составляющей самой физической инфраструктуры и экономической эффективности проекта, но и соответствию проектов требованиям концепции устойчивого развития территорий, предполагающую экологическую и социальную ответственность проекта. 

Отметим, большинство проектов ГЧП за последние два года показало свою гибкость и готовность работать с вызовами экономики без расторжения соглашений. Важность транспортной отрасли подчеркивается на уровне первых лиц государства: уже озвучиваются меры поддержки рынка инфраструктурных проектов. В частности, в Санкт-Петербурге уже разработан пакет мер поддержки экономики в условиях санкций. По словам губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, ключевые инвесторы и финансовые структуры подтвердили готовность сотрудничать с городом и совместно работать над инвестиционными проектами. На совещании по вопросам реализации проектов ГЧП в новых макроэкономических условиях, прошедшем 31 марта, Александр Беглов отметил, что в условиях внешнеэкономического давления и санкций правительством города и инвесторами рассматриваются различные варианты ускорения и оптимизации государственно-частного партнерства с использованием действующего законодательства.

Добавим, что с 2022 года мониторинг инвестиционной активности в сфере транспорта включен в федеральный проект «Информационно-аналитическое и научное обеспечение развития транспортной системы».

Полная версия мониторинга доступна по ссылке