АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» выступила заказчиком научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке подпрограммы реализации комплексного решения централизованного управления наземным пассажирским транспортом в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Впервые в рамках запланированных работ будет проведено комплексное изучение текущих проблем наземного пассажирского транспорта (НПТ) в условиях постоянно увеличивающегося объема перевозок между городом и областью, вследствие чего жители города и области недостаточно используют общественный транспорт. В то же время в регионе нет единого центра по сбору оперативных и достоверных статистических данных о маршрутах и регулярности движения НПТ, качестве и объемах пассажиропотоков на маршрутах городского транспорта и в местах пересадочных узлов. Отсутствие такой статистики не позволяет найти сбалансированное решение по эффективному управлению НПТ, повысить комфортность перемещения на городском транспорте, сократить время на его ожидание и перемещения, обеспечить льготное обслуживание, предусмотренное законодательством, в том числе и на коммерческих маршрутах.
Таким образом, в течение 2014 года Дирекция планирует провести системный анализ имеющихся и запланированных к запуску систем мониторинга и управления НПТ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, интенсивности их использования, эффективности существующих технологических, информационных, правовых, управленческих сервисов для потребителей и оценить возможность их взаимной интеграции. Также практические работы должны выявить потребности и в дополнительных сервисах для всех заинтересованных участников – исполнительной власти города и области, региональных и федеральных перевозчиков и, самое главное, населения, и оценить возможность их достройки в условиях уже существующих систем.
Важной частью научно-исследовательских работ станет изучение аналогичного передового отечественного и зарубежного опыта, его адаптация к текущей ситуации в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Отдельная часть исследований будет посвящена изучению, анализу и оценке существующей в регионе, России и за рубежом нормативно - правовой базе по сопровождению подобных проектов, возможным финансовым моделям для их реализации, в том числе, за счет привлеченных финансовых инвестиций в рамках государственно-частного партнерства.
Результатом работ станет комплексный план мероприятий по созданию единой модели
мониторинга и управления наземным пассажирским транспортом во взаимоувязанной интегрированной технологической инфраструктуре транспортного комплекса Санкт-Петербурга и
Ленинградской области, включающий оценки возможных рисков, расчет эффективности, определение критериев оценки результата и перечень мер государственного регулирования для качественного исполнения подпрограммы.
В рамках этих же работ будет реализован пилотный проект комплексного централизованного мониторинга маршрутов наземного пассажирского транспорта Санкт-Петербурга и отдельных межмуниципальных автобусных маршрутов Ленинградской области. Опытные работы будут проведены на базе существующей технологической платформы – «Автоматизированной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом», в результате чего планируется собрать детализированные данные об областных автобусных маршрутах, сформировать их реестр, а также разработать виды необходимой отчетности и регламент по эксплуатации автоматизированных систем, позволяющих осуществлять бесперебойный мониторинг и управление НПТ.
По итогам работ будут выбраны те автобусные маршруты Ленинградской области, которые пересекают границы Санкт-Петербурга. Эти данные будут введены в «Автоматизированную систему управления городским и пригородным пассажирским транспортом», а также будут произведены необходимые эксплуатационные настройки для запуска проекта. Полученные эмпирические данные позволят выработать конкретные рекомендации по оптимизации маршрутной сети. Первое направление, на котором будет апробирован комплекс решений - участок автобусного сообщения между Гатчиной и станцией метро «Московская».
Наблюдательным советом одобрена первоначальная стоимость контракта – 6500 000 рублей, работы должны быть выполнение в течение 9 месяцев после заключения контракта.