Главная - Пресс-центр - Новости - 2017 - Февраль - Транспортная доступность новых кварталов: проблемы и пути их решения

Транспортная доступность новых кварталов: проблемы и пути их решения

10 февраля

9 февраля в Петербурге прошло мероприятие из цикла «Летучка на Фонтанке» на тему: «Транспортная доступность новых кварталов», в котором принял участие Заместитель генерального директора и начальник управления по развитию транспортной инфраструктуры и ИТС АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Валентин Енокаев.

Представители власти и бизнеса двух субъектов собрались, чтобы обсудить животрепещущие вопросы, касающиеся транспортной доступности таких проблемных жилых кварталов массовой застройки в регионе, как Шушары, Мурино, Кудрово.

Темами для дискуссии стали: разработка подхода по ликвидации узких мест в объектах КОТ, возможность строительства жилья в районах, где в ближайшее время не предполагается прокладка дорог или метро, какие конкретные шаги и программы по оптимизации ситуации с транспортной доступностью были осуществлены в 2016 году и что планируется сделать в текущем году.

Ситуация накаляется и вызывает недовольство у горожан – действиями застройщиков, не отражающими всю полноты картины по транспортной доступности к жилым кварталам, у застройщиков – государством, которое не выполняет своей функции по строительству транспортной инфраструктуры.

Заместитель генерального директора, начальник Управления по развитию транспортной инфраструктуры и ИТС «Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Валентин Енокаев рассказал, что по поручению высшего органа транспортного взаимодействия двух субъектов - Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области под председательством Министра транспорта РФ М.Ю. Соколова Дирекция разрабатывает Объединенную транспортную схему (ОКТС) Санкт-Петербурга и Ленинградской области, цель которой - обеспечить устойчивое развитие территорий двух субъектов путем синхронизации решения вопросов территориального планирования в части транспорта.

В конце прошлого года утвержден разработанный в рамках создания ОКТС Дирекцией «пилотный» проект Комплексной транспортной схемы территории восточной планировочной зоны Ленобласти, ограниченной с северо-запада - автомобильной дорогой «Санкт-Петербург-Морье» («Дорога Жизни»), с севера - автодорогой А-120, с юга ж/д линией в направлении г. Волхов, с юго-запада и запада - административной границей г. Санкт-Петербурга.

В ходе разработки Комплексной транспортной схемы территории восточной планировочной зоны между Санкт-Петербургом и Ленобластью проработан механизм единого подхода в части вопросов развития и согласования размещения объектов транспортной инфраструктуры, расположенных на территории двух субъектов, определен оптимальный вариант транспортного развития данной зоны в увязке с градостроительным развитием. На этой схеме подробно описаны транспортные проекты, которые необходимо строить,  и как они должны быть синхронизированы со строительством жилья не только в части  территориального планирования, но и в части финансирования.

Валентин Енокаев рассказал, что в Кудрово с дорогами не так все плохо. Это показательный район комплексного освоения территории в части решения транспортной проблемы. Собственником земли здесь выступал не субъект федерации или муниципальное образование, а частный собственник. Нагрузка на создание транспортной инфраструктуры в этом районе легла на 7 компаний-застройщиков, которые вместе со строительством жилых кварталов возвели дороги за свой счет. Удалось всех собрать за одним столом, и привести к пониманию того, что они должны будут построить и дороги.

Также он сообщил, что IKEA готова вложить 700 млн рублей в строительство второй развязки в районе Кудрово. «Уже сегодня есть понимание как соединить Кудрово с КАД через примыкание с Фаянсовой и Зольной улицами. В районе запланирован ТПУ под станцию метро. Но ее появление упирается там в создание нового депо, которое пока неизвестно где строить. Для станции «Кудрово» было подписано соглашение между городом и областью, — пояснил В. Енокаев. — Она есть в схеме 1988 года, даже тоннель построен. Но инвестиции тогда пошли не туда».

Заместитель председателя КГА Александр Тетерин добавил, что все проблемы, которые существуют в настоящее время, упираются в финансирование. Много проектных работ выполнено на сегодняшний день, разработаны концепция развития транспортной системы СПб, стратегия совместного развития транспортной системы СПб и ЛО, пилотный проект Комплексной транспортной схемы территории восточной планировочной зоны Ленобласти. И все мероприятия из этих документов стыкуются между собой. Самое главное – синхронизировать мероприятия в части развития транспортной системы с застройкой территорий и финансированием. Он подчеркнул: «На сегодняшний день перед нами стоит как минимум четыре стратегических цели: завершение формирования УДС; развитие метрополитена, ЛРТ и линии скоростного трамвая; организация парковочного пространства с развитием ТПУ; развитие пешеходных и велосипедных зон».

По мнению В. Енокаева остановить строительство объектов КОТ невозможно, вопросы необходимо решать уже сегодня, чтобы они не нарастали снежным комом. Чтобы с ними справиться, стоит шире посмотреть на ситуацию, подходить стратегически. Если сейчас не говорить о планах развития транспортной системы, то в будущем эти же проблемы всплывут с более катастрофической силой. Он считает, что к каждому району, который имеет свою историю и план развития, необходимо подходить предметно. «Когда мы говорим о проблемах, нельзя говорить о всей транспортной инфраструктуре в целом, стоит подходить к каждому проекту индивидуально, — подчеркнул спикер. — Если говорить, например, о Кудрово, то вопросы с доступностью там решены, если говорить о Мурино, то в этом году там уже планируется строительство долгожданной развязки КАД. Инструментарий для решения этих проблем у нас есть. По каждой из территорий существует свой план развития, важно не допустить ошибок по новым направлениям, понять их происхождение и, безусловно, вести работу над решением возникающих проблем индивидуально по каждому району. Это большая работа сейчас и ведется. Более того, все мероприятия со сроками и финансированием включены в Стратегию развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2030 года, которую разрабатывала Дирекция».

Генеральный директор ГК «Мастер Девелопмент» Вячеслав Семененко предложил  разработать временные схемы и компенсирующие мероприятия, строить временные дороги и парковки, а также открывать детские сады и школы в уже готовых районах Кудрово, Шушары и Девяткино. По его словам, пока только так можно компенсировать недостаток социальных объектов в активно растущих районах. «Проблемы жителей этих районов никуда не денутся: дефицит детских садов, больниц и парковок, — пояснил В.Семененко. — Поэтому, помимо долгосрочных схем, должны появиться инструменты развития городских территорий, которые могут создать транспортный каркас, подключить его к городу, создать инженерную схему, зарезервировать места для размещения социальных объектов. Все равно это придется решить, чтобы поймать ускользающую проблему, иначе жители будут обвинять строителей, что они работают в ущерб горожан, застройщики упрекать государство, которое не выполняет свои функции».

Валентин Енокаев призвал общественные организации проводить разъяснительную работу среди жителей в каждом проблемном районе по просвещению в вопросах приобретения недвижимости. «Квалификация потребителя на сегодняшний день очень важна», – подчеркнул он.

Первый заместитель председателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Вадим Власов сообщил, что помимо решения локальных проблем мы активно принимаем профилактические меры и по их недопущению. «Основная проблема заключается в том, что жители новых районов проживают в одном месте, а на работу едут совершенно в другое. На моменте этого перемещения и возникает проблема, связанная с заторами и движением через железнодорожные переезды. Решение капитальными вложениями организовать дорогу – это просто, были бы деньги, а вот развернуть ситуацию таким образом, чтобы у жителей не возникало необходимости далеко ехать, организовать им рабочие места поблизости с домом – вот этими вопросами мы и занимаемся совместно с Комитетом по экономическому развитию, в соответствии с имеющимся социально-экономическим прогнозом и с разработанной ими стратегией развития. Поэтому с точки зрения стратегической, упускать эту ситуацию ни в коем случае нельзя», - добавил В. Власов.

Директор ГУ «НИПЦ генерального плана Петербурга» Юрий Бакей обозначил, что у любого генерального плана есть фундамент – это стратегия социально-экономического развития. Сегодня в Санкт-Петербурге формируется новая редакция этой стратегии до 2030 года, которая ляжет в основу разработки градостроительного плана. «После того, как этот документ будет утвержден, мы и переведем его на язык территориального планирования в соответствии с требованиями Ленинградской области», - добавил Ю. Бакей.

Участники дискуссии сошлись на том, что проблемы, которые существуют на данный момент, уже обозначены и их необходимо решать исключительно исходя из  возможностей бюджета, в диалоге властей с застройщиками и инвесторами. Необходима комплексная система развития Санкт-Петербургской агломерации, и даже территории, имеющей более широкие границы, захватывающей и другие смежные регионы. Застройщики сегодня уже готовы решать проблему обеспеченности КОТ транспортной инфраструктурой за счет собственных средств, совместно реализуя проекты с властями, и это тот позитивный момент, к которому всем нам удалось прийти, который необходимо развивать и дальше. Диагноз проблемы поставлен, и пути его решения есть: за счет привлечения бюджетного финансирования и за счет внебюджетных источников. Также необходимо продолжать работу по совершенствованию законодательной базы для регулирования взаимоотношений бизнеса и власти в части транспортной обеспеченности, потому что на этом мы не остановимся. И важный момент состоит в том, что любой взрослый житель Санкт-Петербурга должен обладать грамотностью в вопросах, касающихся приобретения жилья.

______________________________________________________

Модератор мероприятия - главный редактор интернет-газеты «Фонтанка.ру» Александр Горшков. 
В дискуссии приняли участие: заместитель председателя КГА Александр Тетерин, директор ГУ «НИПЦ Генерального плана Петербурга» Юрий Бакей, Первый заместитель председателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Вадим Власов, заместитель директора по организации перевозок СПб ГКУ «Организатор перевозок» Дмитрий Процкий, заместитель начальника управления по транспорту Ленинградской области Михаил Присяжнюк, заместитель генерального директора, начальник Управления по развитию транспортной инфраструктуры и ИТС «Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Валентин Енокаев, генеральный директор ГК «Мастер Девелопмент» Вячеслав Семененко, представители общественных организаций «Гражданин Пушкин», «Активные Шушары».