Главная - Пресс-центр - Новости - 2022 - Октябрь - Итоги мониторинга ГЧП-проектов в сфере транспорта: основные тенденции за первое полугодие 2022 года

Итоги мониторинга ГЧП-проектов в сфере транспорта: основные тенденции за первое полугодие 2022 года

17 октября

Дирекция подготовила мониторинг инвестиционной активности проектов в сфере ГЧП за первое полугодие 2022 года. В отчете содержится подробная информация о географической и отраслевой принадлежности, объеме инвестиций, форме и сроках реализации.

По результатам мониторинга транспортных ГЧП-проектов к концу первого полугодия 2022 года на территории России реализуются или планируются к реализации 193 транспортных ГЧП-проекта, общая стоимость которых достигла 4,1 трлн рублей. Следует отметить тенденцию наращивания доли региональных и муниципальных проектов. В частности, 66% от общего числа проектов реализуются на региональном уровне, причем больше половины впервые включенных в мониторинг проектов имеют статус региональных (8 из 14 проектов). Регионы начинают обращаться за возможностью использования нового механизма поддержки со стороны федерального бюджета – инфраструктурного кредита. В несколько новых концессий в сфере общественного транспорта и автомобильных дорог уже включен данный механизм.

Наиболее интересными являются изменения в отраслевом срезе проектов за полугодие. Рост числа проектов наблюдается в трех отраслях: автомобильные дороги, общественный городской транспорт и транспортно-пересадочные узлы. Еще один тренд связан с увеличением числа проектов в категории городского общественного транспорта. Постоянный рост числа проектов в этой категории наблюдается с 2020 года, и в этом полугодии также наблюдается прирост проектов, связанных с реконструкцией и созданием трамвайной инфраструктуры.

Среди категории общественного городского транспорта чаще всего встречается частная концессионная инициатива. Следует отметить четко обозначившуюся тенденцию участия компаний – производителей подвижного состава в качестве концессионеров в проектах общественного городского транспорта.

Географический срез проектов мониторинга остался прежним. Лидером по числу проектов и объему инвестиций остается Центральный федеральный округ (71 проект с объемом инвестиций 1,51 трлн руб.). По объему инвестиций далее следует Северо-Западный округ. Здесь количество заявленных проектов прежнее (18 транспортных ГЧП-проектов реализуются, 5 планируются к реализации), но их стоимость выросла на 6% и составляет 931 млрд рублей. Замыкает тройку лидеров Приволжский федеральный округ как по количеству проектов, так и по объему инвестиций (31 проект стоимостью 530 млрд рублей).

Средний срок реализации одного проекта ГЧП в сфере транспорта за полугодие увеличился на полгода и составляет уже 20 лет и 6 месяцев. Срок реализации, как правило, пересматривается по причине инфляции и необходимости обеспечить окупаемость проекта. Также во многих случаях длительный срок реализации обусловлен последующей эксплуатацией и обслуживанием объекта концессии, например, в проектах общественного транспорта, где наиболее существенной составляющей проекта является обслуживание подвижного состава.

Результаты мониторинга за первое полугодие 2022 года говорят об устойчивости рынка транспортных проектов и востребованности механизма ГЧП для решения задач развития транспортной системы страны.