Главная - Пресс-центр - Новости - 2023 - Июнь - Результаты социсследования: как жители Санкт-Петербурга и Ленобласти оценивают состояние транспортной инфраструктуры

Результаты социсследования: как жители Санкт-Петербурга и Ленобласти оценивают состояние транспортной инфраструктуры

13 июня

Дирекция провела социологическое исследование на тему комплексного развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В ходе него определяется уровень удовлетворенности населения города и области состоянием транспортной инфраструктуры и качеством транспортного обслуживания в целом.

Уровень удовлетворенности существующим состоянием транспортной инфраструктуры и качеством транспортного обслуживания

По результатам опроса метро лидирует среди всех видов транспорта по числу удовлетворенных пассажиров. Удовлетворены работой метро 90,7 % пассажиров по выборке в целом.

На втором месте по уровню удовлетворенности – пригородный электротранспорт — 86,4 % пассажиров по всей выборке удовлетворены работой пригородных электропоездов.

Общественный наземный транспорт находится на третьем месте по числу удовлетворенных пассажиров среди опрошенных. Так, 74 % респондентов удовлетворены работой автобусов, трамваев и троллейбусов.

Замыкает рейтинг коммерческий транспорт. Удовлетворены работой коммерческих перевозчиков 54,5 % опрошенных по выборке в целом.

 Популярность различных видов транспорта среди жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Общественный наземный транспорт[1] в целом пользуется наибольшей популярностью среди опрошенных. Хотя бы одним видом общественного наземного транспорта (автобус, троллейбус или трамвай) пользуются 57,2 % опрошенных по выборке в целом.

На втором месте находится автобус – его отметили 53,4 % опрошенных по выборке в целом. Метро занимает третье место среди наиболее популярных видов транспорта – 34,9 % пассажиров по выборке в целом. На четвертом месте в рейтинге располагается легковой автомобиль. В целом по выборке этот вид транспорта назвали 21,9 % опрошенных.

Троллейбусы, такси и каршеринг, трамвай использует каждый десятый респондент (11,8 %, 10,3 % и 10,1 % соответственно).

О частом использовании пригородного электротранспорта сказали 8 % опрошенных. Коммерческий транспорт используют лишь 5 % опрошенных по выборке в целом, а велосипеды — 2,2 %. Мобильные средства передвижения (самокат, электросамокат, моноколесо и пр.) по данным опроса имеют самую низкую популярность (0,3 %).

Стоит отметить, что 9,2 % опрошенных по выборке в целом не указали ни один из перечисленных видов транспорта. Вероятно, это связано с тем, что опрошенные либо ходят пешком, либо передвигаются альтернативными транспортными средствами.

Удовлетворенность общественным наземным транспортом (автобусы, троллейбусы, трамваи)

Среди респондентов, пользующихся общественным наземным транспортом (автобусы, троллейбусы, трамваи) удовлетворенность им по всем атрибутам составила 74 %. Выше оценили работу общественного наземного транспорта жители Ленинградской области (76,8 % против 71,9 % среди жителей Санкт-Петербурга).

В разрезе зон Санкт-Петербурга максимальная доля удовлетворённых работой общественного наземного транспорта отмечена среди жителей Северо-Восточной зоны Санкт-Петербурга (79,2 %), минимальная — среди жителей Центральной зоны (60,7 %).

Среди районов Ленинградской области максимальная доля удовлетворённых рассматриваемым видом транспорта отмечена среди жителей Выборгского и Гатчинского районов Ленинградской области (по 100 %), минимальная — среди жителей Тосненского района Ленинградской области (55,1 %).

Среди всех атрибутов общественного наземного транспорта максимальную оценку получило количество остановочных пунктов – больше всего удовлетворенных пассажиров (82,4 %). На втором месте — удобство оплаты проезда
(80 % удовлетворены). Замыкает тройку – комфортность салона (74,1 %).

Больше всего неудовлетворенных такими параметрами как стоимость проезда (20,4 %) и информационные сервисы на остановках (18,4 %).

Больше трети пользователей общественного наземного транспорта (38,3 %) сказали о том, что используют для оплаты проезда в общественном наземном транспорте единый электронный билет.

Ещё 28,2 % пассажиров этого вида транспорта оплачивают каждую поездку отдельно, а четверть респондентов (26,5 %) использует льготный проездной билет.

Остальные способы оплаты используют в сумме менее 8 % пассажиров общественного наземного транспорта.

Уровень удовлетворенности коммерческим транспортом

Среди респондентов, пользующихся коммерческим транспортом, удовлетворенность им по всем атрибутам составила 54,5 %.

Недостаточный размер подвыборки жителей Санкт-Петербурга и жителей Ленинградской области не позволяет проанализировать вопрос в разрезах зон и районов опроса.

Среди всех атрибутов коммерческого транспорта максимальное число высоких оценок набрало количество остановочных пунктов - больше всего удовлетворенных пассажиров (72,7 %). На втором месте – удобство оплаты проезда (63,6 % удовлетворены). Замыкает тройку — безопасность подходов к остановкам (60,2 %).

Больше всего неудовлетворенных таким параметром как информационные сервисы на остановках (44,3 %) и, в данном случае, доля неудовлетворённых превышает долю удовлетворённых.

Оплачивают отдельно каждую поездку 72,7 % опрошенных пассажиров коммерческого транспорта, чаще об этом говорили опрошенные 35-49 лет (83,3 %). Других существенных различий в разрезе социально-демографических характеристик не выявлено.

Восьмая часть (12,5 %) пассажиров коммерческого транспорта используют для оплаты проезда в коммерческом транспорте единый электронный билет. Чаще этот способ выбирают мужчины (16,1 % против 10,5 % среди женщин), респонденты 25-34 лет (30 %).

Лишь 2,3 % опрошенных пользуются единой картой петербуржца. Другие способы оплаты назвали 12,5 % опрошенных.

Уровень удовлетворенности пригородным электротранспортом

Среди респондентов, пользующихся пригородным электротранспортом, удовлетворенность данным видом транспорта по всем атрибутам составила 86,4 %.

В разрезе районов Ленинградской области максимальные оценки этому виду транспорта поставили в Кировском районе (100 %) и Выборгском (97,5 %), минимальные — в Гатчинском районе Ленинградской области (75 %).

Среди всех атрибутов пригородного электротранспорта максимальное число позитивных оценок получили количество остановочных пунктов (станций) и удобство оплаты проезда (по 89,3 %). На втором месте с минимальным отрывом – безопасность остановочных пунктов (87,1 %). Замыкают тройку информационные сервисы на остановках (85 %).

Больше всего неудовлетворенных такими параметрами как удобство расписания и стоимость проезда (по 7,9 %).

Половина пассажиров пригородного электротранспорта (49,3 %) оплачивают отдельно каждую поездку, а электронный билет использует четверть пассажиров пригородного электротранспорта (25 %). Льготный проездной билет использует почти четверть респондентов (23,6 %).

Уровень удовлетворенности метро

Среди респондентов, пользующихся метро, удовлетворенность этим видом транспорта по всем атрибутам составила 90,7 %.

В разрезе зон Санкт-Петербурга наибольшая удовлетворённость метро отмечена в Северо-Восточной зоне (93,4 %). Наименьшая – в Северо-Западной зоне (81,7 %).

В разрезе районов Ленинградской области наибольшую удовлетворенность метро показали жители Выборгского и Гатчинского районов (по 100 %), наименьшую — Кировского района Ленинградской области (87,9 %).

Удобство оплаты проезда высоко оценили больше всего пассажиров (93,5 %). Второе место с небольшим отрывом занимает аспект интервал движения – 93 % удовлетворены этим показателем. Третье место занимает удобство расписания –
91,7 % удовлетворены этим аспектом.

Больше всего неудовлетворенных таким параметром как стоимость проезда (22,3 % не удовлетворены).

Единым электронным билетом для оплаты проезда в метро пользуется
44 % пассажиров, а льготным проездным билетом пользуется практически каждый четвёртый респондент (23,4 %). Оплачивает отдельно каждую поездку на метро каждый пятый опрошенный (20,6 %).

Единая карта петербуржца используется лишь 8 % респондентов, об использовании остальных способов оплаты в сумме сказали 4 % пассажиров метро.

Уровень удовлетворенности дорогами общего пользования в Санкт-Петербурге

Среди респондентов, пользующихся личным автомобилем, удовлетворенность дорожной инфраструктурой в Санкт-Петербурге по всем атрибутам составила 47,1 %. Жители Ленинградской области в целом оценивают дорожную инфраструктуру в Санкт-Петербурге значительно выше, чем жители Санкт-Петербурга (62,7 % и 30,5 % соответственно).

Максимальная доля удовлетворённых дорожной инфраструктурой в Санкт-Петербурге в разрезе зон Санкт-Петербурга отмечена в Северо-Западной зоне (40 %), минимальная – в Центральной зоне (12,5 %).

В разрезе районов Ленинградской области максимальная доля удовлетворённых дорожной инфраструктурой Санкт-Петербурга отмечена в Выборгском и Гатчинском районах Ленинградской области (по 100 %), минимальная — в Тосненском районе (15 %).

Среди всех атрибутов дорожной инфраструктуры Санкт-Петербурга наивысшие оценки получил аспект развитость улично-дорожной сети между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью (52,2 %). На втором месте с большим отрывом от лидера сразу два показателя: наличие, вместимость и удобство использования платных парковок и оперативность и качество зимнего содержания в части комплексной уборки (по 39,3 % скорее или полностью удовлетворены). Практически такая же доля удовлетворённых параметром качество дорожного покрытия (38,2 %).

Худший результат отмечен для показателя оперативность и качество устранения дефектов дорожного покрытия, которым не только неудовлетворены больше, чем остальными аспектами (44,6 %), но и доля удовлетворённых самая низкая среди всех оцениваемых аспектов (32,6 %). Также высоки доли неудовлетворённых качеством дорожного покрытия (41,8 %), оперативностью и качеством зимнего содержания в части комплексной уборки (40,7 %) и наличием, вместимостью и удобством использования бесплатных парковок (36,3 %). Стоит отметить, что доли неудовлетворённых данными аспектами дорожной инфраструктуры превышают долю удовлетворённых.

Удовлетворенность дорожной инфраструктурой Ленинградской области

Среди респондентов, пользующихся личным автомобилем, удовлетворенность дорожной инфраструктурой в Ленинградской области по всем атрибутам составила 29,9 %. Жители Ленинградской области удовлетворены дорожной инфраструктурой в Ленинградской области больше, чем жители Санкт-Петербурга (34,7 % и 24,8 % соответственно).

Дорожную инфраструктуру в Ленинградской области в разрезе зон Санкт-Петербурга выше всего оценили в Центральной зоне (29,2 %), ниже всего – в Западной зоне (9,5 %).

В разрезе районов Ленинградской области максимальные оценки дорожной инфраструктуре поставили в Выборгском районе (47,6 %). Минимальные — в Тосненском районе (10 %).

Среди всех атрибутов дорожной инфраструктуры Ленинградской области максимальное число удовлетворенных респондентов отмечено для аспекта развитость улично-дорожной сети между Ленинградской областью и Санкт-Петербургом (46,9 %).

На втором месте с небольшим отрывом – наличие, вместимость и удобство использования бесплатных парковок (40,9 % скорее или полностью удовлетворены). На третьем – качество дорожного покрытия (31 %).

Несмотря на то, что аспектами наличие, вместимость и удобство использования платных парковок, а также наличие, вместимость и удобство использования перехватывающих парковок удовлетворены минимальные доли респондентов (28,3 % и 24,6 % соответственно), эти аспекты получили наименьшее количество негативных оценок (14,7 % и 14 % соответственно).

Стоит отметить неоднозначную оценку аспектов качество дорожного покрытия, оперативность и качество устранения дефектов дорожного покрытия, а также оперативность и качество зимнего содержания в части комплексной уборки, для которых доля низких оценок превышает долю высоких оценок. Среди этих же аспектов отмечены максимальные доли неудовлетворённых (не менее 34,5 %).

Оценка возможности перехода с личного транспорта на общественный

Среди всех опрошенных 23 % сообщили о наличии личного автомобиля. Доля автовладельцев уменьшилась по сравнению исследованием первой волны 2022 года на 2 %.

Каждый пятый опрошенный сказал о наличии в семье одного автомобиля (21,3 %). О наличии двух и более автомобилей сказали в сумме лишь 1,9 % респондентов.

Более половины автовладельцев используют свой автомобиль ежедневно (59,3 %). Использование автотранспорта несколько раз в неделю характерно для каждого четвёртого автовладельца (28,3 %).

Четверть — 25,3 % — опрошенных владельцев автотранспорта по выборке в целом не готовы пользоваться общественным транспортом ни при каких обстоятельствах.

Готовы пересесть на общественный транспорт, если сломается автомобиль, 38 % опрошенных по выборке в целом, в случае появления удобного маршрута – 13,2 %,
в случае ухудшения ситуации с пробками на дорогах — 12,4 %. Ухудшение финансового положения может стать решающим в вопросе перехода на общественный транспорт для 9,2 % опрошенных по выборке в целом.

Удобство и комфорт личного автомобиля является решающей причиной неготовности использовать общественный транспорт как основной для передвижений для 40,4 % автовладельцев. То, что автомобиль выигрывает в скорости передвижения, в качестве причины отказа от общественного транспорта назвали 26,3 % опрошенных.

Причины, связанные с отсутствием комфорта при пользовании общественным транспортом, указали 21,2 % автовладельцев. О том, что автомобиль выгоднее общественного транспорта сказали 20,2 % опрошенных.

Использование транспортно-пересадочных узлов

Не пользовались за последний год перехватывающими парковками   75,7 % опрошенных автовладельцев по всей выборке.

Перехватывающая парковка на станции метро Ладожская– наиболее популярная среди опрошенных (6 % пользователей за последние 12 месяцев).

Второе и третье места занимают перехватывающие парковки у станций метро Ленинский проспект и Кировский завод (5,7 % и 5,5 % соответственно). Обе перехватывающие парковки значительно более востребованы среди жителей Ленинградской области, чем Санкт-Петербурга, а также жителей Выборгского и Гатчинского районов Ленинградской области.

Необходимость строительства транспортно-пересадочных узлов в Санкт-Петербурге и примыкающих к нему районах Ленинградской области отметили 60,3 % опрошенных. О том, что необходимость строительства ТПУ зависит от конкретного района, сказали 11,7 % опрошенных. Каждый десятый респондент считает, что транспортно-пересадочные узлы не нужны (9,5 %).

Доля автомобилистов, готовых изменить привычное использование личного автотранспорта в пользу общественного при наличии транспортно-пересадочных узлов на пути обычных маршрутов, составила в сумме 48,9 %.

Готовы полностью отказаться от личного автотранспорта лишь 8,2 % автовладельцев. О том, что готовы начать пользоваться общественным транспортом чаще, чем личным сказали 11,2 % респондентов. Выразили готовность использовать общественный транспорт наравне с личным автомобилем 14,1 % опрошенных.

Ещё 15,4 % указали, что в случае строительства ТПУ по пути привычных маршрутов, будут прибегать к общественному транспорту лишь изредка.

Даже в случае появления новых ТПУ на пути регулярных маршрутов 41,2 % продолжат использовать преимущественно личный автотранспорт.

Основная причина продолжения использования преимущественно личного автотранспорта при открытии транспортно-пересадочных узлов заключается в удобстве и комфортности личного автомобиля (34,3 % по выборке в целом). Вторая по популярности причина быстрота передвижения на автомобиле (28,9 % по выборке в целом). Замыкает тройку причин предпочтения личного транспорта общественному некомфортность общественного транспорта – эту причину назвали 19,9 % опрошенных по выборке в целом.

Использование такси

В основном такси пользуются от 1 до 3 раз в месяц (в сумме 19,9 %). О частом использовании такси — раз в неделю и чаще — сказали в сумме 17,8 % опрошенных. Самой частой периодичностью использования такси является «1 раз в месяц» (11,1 %). Такая периодичность использования такси в равной степени характерна для всех рассматриваемых категорий опрошенных.

Самой популярной компанией, предоставляющей услуги такси, оказалась Яндекс.Такси – такой ответ дали 78,4 % опрошенных по выборке в целом. На втором месте по популярности — Убер. Услугами этой компании пользовались 16,4 % опрошенных. Замыкает тройку наиболее популярных сервисов такси — Ситимобил
(7,2 %).

Удовлетворенность службами такси

Среди респондентов, пользующихся такси, удовлетворенность службами такси по всем атрибутам составила 82,1 %. Жители Ленинградской области удовлетворены параметром в большей степени, чем жители Санкт-Петербурга (85,8 % и 79,2 % соответственно).

В разрезе зон опроса в Санкт-Петербурге максимальная доля удовлетворённых работой служб такси отмечена среди проживающих в Юго-Восточной зоне (84,4 %), минимальная — в Северной зоне (70 %).

В разрезе районов Ленинградской области максимальная доля удовлетворённых работой служб такси отмечена в Гатчинском районе (100 %), минимальная — в Тосненском районе (74,1 %).

Стоит отметить достаточно высокие оценки всех параметров работы служб такси. Среди всех атрибутов максимальное число удовлетворенных пассажиров набрал аспект комфорт автомобиля (84,4 %). На втором месте по доле удовлетворённых — аспект безопасность при поездке (82,4 %). На третьем — ценовая доступность услуги (71,2 %). Для этого же аспекта характерна максимальная доля неудовлетворённых
(6,9 %)

Использование каршеринга

Об опыте использования за последние полгода услугами каршеринга заявили лишь 5,6 % опрошенных. При рассмотрении динамики доли пользователей услугами каршеринга, стоит отметить, что за последний год доля пользователей практически не изменилась – увеличилась на 1 %.

Среди всех респондентов, пользовавшихся услугами каршеринга за последние полгода, большинство опрошенных пользовались сервисом Делимобиль (41,8 %).
Об использовании сервиса каршеринга Ситимобил сказали почти треть опрошенных (29,6 %). Ещё 24,5 % имеют опыт использования сервиса Яндекс. Драйв. В наименьшей степени востребована служба каршеринга Ю Драйв, об использовании которой сказали лишь 2 % опрошенных.

Удовлетворенность услугами каршеринга

Среди респондентов, пользующихся каршерингом, удовлетворенность услугами каршеринга по всем атрибутам составила 80,6 %. Жители Ленинградской области оценивают эту услугу выше (89,5 % против 75 % среди жителей Санкт-Петербурга).

В разрезе зон опроса Санкт-Петербурга максимальная доля удовлетворённых работой услуг каршеринга отмечена среди жителей Северо-Западной зоны Санкт-Петербурга (91,7 %), минимальная — среди жителей Северо-Восточной зоны (75 %).

Среди всех атрибутов предоставления услуг каршеринга максимальное число удовлетворенных респондентов набрал аспект безопасность при поездке (82,7 %). Второе место занимает комфорт автомобиля (78,6 %). Замыкает тройку – ценовая доступность услуги (76,5 %).

Больше всего респонденты неудовлетворены (12,2 %) таким параметром, как ценовая доступность услуги. 

Использование электромобилей

Осведомлённость о существовании электромобилей находится на высоком уровне — три четверти опрошенных знают об электромобилях (74,7 %). Но только 2,5 % респондентов их использовали, знают об электромобилях, но никогда их не использовали 72,2%. Четверть респондентов никогда не слышала об электромобилях (25,3 %).

Ключевая сложность в использовании электромобилей — недостаточное количество зарядных станций (34,6 %).

Вторая по популярности проблема — длительная зарядка авто, её упомянули 17,2 % опрошенных среди тех, кто знает о существовании электромобилей. На третьем месте расположились сложности с обслуживанием электромобиля — 17 % респондентов.

Не видит никаких трудностей в использовании электромобилей 29,2 % опрошенных.

Количественные показатели подвижности населения

Наиболее востребованы поездки в Выборгский и Всеволожский районы Ленинградской области (11,9 % и 10,5 % соответственно), наименее популярно направление в сторону Тосненского района (3,8 %).

Наиболее частой периодичностью совершения поездок в различные районы Ленинградской области является 1-2 поездки в месяц. Это характерно для всех рассматриваемых районов.

Жители Ленинградской области в основном совершают до 10 поездок в Санкт-Петербург ежемесячно (57,1 %). Чаще это жители Выборгского и Тосненского районов Ленинградской области (68,5 % и 66,9 % соответственно).

О совершении 11-20 и 21-30 поездок в месяц чаще говорили жители Ломоносовского района Ленинградской области (29,5 % и 13,7 % соответственно). О совершении 51-60 поездок в месяц чаще говорили жители Всеволожского района Ленинградской области (12,3 %), а более 60 поездок в месяц — жители Ломоносовского района (6,8 %).

Самыми распространёнными типами транспорта для поездок между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью являются: автобус (27,7 %), пригородный электротранспорт (25,8 %) и личный автомобиль (22,8 %).

Транспортное поведение маломобильного населения

Всего в рамках исследования было опрошено 1750 жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Среди опрошенных 295 человек (16,9 %) относят себя к маломобильному населению.

Среди маломобильного населения больше трети относят себя к инвалидам
(39,7 %). Четверть маломобильных респондентов определили себя как пожилых людей, которым нужна помощь при пользовании транспортом (25,8 %). Ещё четверть маломобильных респондентов описали себя как пассажиров с детьми, которым необходима детская коляска (25,4 %). Каждый десятый маломобильный респондент идентифицируют себя как людей с ограниченными (временно или постоянно) возможностями здоровья (9,2 %).

Структура используемых видов транспорта среди маломобильного населения схожа со структурой по выборке в целом. Общественный наземный транспорт[2] пользуется наибольшей популярностью среди опрошенных как по выборке в целом, так и среди маломобильного населения (57,2 % и 50,2 % соответственно).

Автобус находится на втором месте как по выборке в целом и среди маломобильного населения (53,4 % и 47,8 % соответственно).

По выборке в целом и среди маломобильного населения на третьем месте располагается метро (34,9 % и 19 % соответственно).

Маломобильное население реже, чем респонденты по выборке в целом, использует пригородный электротранспорт (3,4 % против 8 %). Все остальные типы транспорта востребованы маломобильным населением в той же степени, что и среди респондентов в целом. Стоит отметить, что маломобильные респонденты чаще не выбирают ни один из представленных видов транспорта (27,1 % против 9,2 % по выборке в целом).

Проблемы доступности транспортной инфраструктуры для маломобильного населения

Больше, чем половине респондентов (56,3 %) приходилось сталкиваться с проблемами транспортной инфраструктуры.

Среди всех категорий маломобильных пассажиров чаще всего о наличии проблем доступности транспортной инфраструктуры говорили пожилые люди, которым требуется помощь при пользовании транспортом (85,5 %). Об отсутствии таковых проблем чаще всего говорили инвалиды (68,8 %). Что обусловлено меньшей мобильностью этой категории населения.

Три четверти маломобильных респондентов (76,5 %) указали, что столкнулись с проблемами доступности транспортной инфраструктуры при использовании автобусов. С большим отрывом второе место занимает коммерческий транспорт (43,4 %), третье место — метро (16,3 %).

Мнение граждан о необходимых мерах по улучшению транспортного обслуживания и состояния транспортной инфраструктуры

Наиболее популярное предложение по улучшению транспортного обслуживания и состояния транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и прилегающих районов Ленинградской области – это строительство новых автодорог. Такой ответ дали 31,4 % опрошенных по выборке в целом. Это значение находится на том же уровне, что и год назад (31,2 %).

На втором месте предложение о расширении существующих автодорог– указали 30 %. Это значение находится на том же уровне, что и год назад (29,5 %).

Третье место среди мер по улучшению транспортного обслуживания и состояния транспортной инфраструктуры занял аспект — создание новых автобусных маршрутов (28,1 %). Актуальность этого предложения за год снизилась на 5 %, что может быть следствием реализации транспортной реформы.

Об актуальности увеличения числа автобусов на существующих маршрутах сказали 25,5 % опрошенных. За прошедший год актуальность этого предложения снизилась на 6,6 %, что может быть следствием транспортной реформы.

Следующий по популярности ответ — улучшение дорожной инфраструктуры (светофоры, заправки, стоянки и т.д.), который выбрали 23,1 % (что выше на 3,9 %, чем год назад).

Среди популярных ответов также названы следующие меры: повышение комфортности автобусов (21,8 % против 24,4 % год назад), увеличение числа парковочных мест (15,1 % против 19,8 % год назад), повышение комфортности остановочных пунктов (14,1 % против 15,6 % год назад), увеличения числа электричек (12,8 % против 14,5 % год назад).


[1] Под общественным наземным транспортом понимается автобус, трамвай и троллейбус. Таким образом, если опрошенный выбирал любой из этих ответов (либо все три), то это считалось как отдельный код - “Общественный наземный транспорт”.

[2] Под наземным общественным транспортом понимается автобус, трамвай и троллейбус. Таким образом, если опрошенный выбирал любой из этих ответов (либо все три), то это считалось как отдельный код - “Общественный наземный транспорт”.