С 19 по 21 ноября Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на своем выставочном стенде представит приоритетные проекты Санкт-Петербурга и Ленинградской области на международном форуме-выставке «Транспорт России» в Москве.
Генеральный директор Дирекции Кирилл Поляков рассказал в интервью РБК о планах по развитию экологичных пассажирских перевозок в регионе и социальных проектах в сфере транспорта.
ЭКОЛОГИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
— Ваш масштабный проект — перевод водного транспорта в Петербурге на электродвигатели. Экологические достоинства этой идеи очевидны, а как с техническими возможностями? Например, с подзарядкой аккумуляторов — чтобы она не задерживала движение.
— Аккумуляторы, действительно, — главная проблема электротранспорта. Но производители заверили нас, что за те 10 минут, пока судно останавливается для того, чтобы высадить-посадить пассажиров на причале, батарея успеет подзарядиться на час дальнейшего хода. Поэтому зарядные станции даже не надо устанавливать на каждом причале.
— С кем из производителей вы сейчас работаете над проектом?
— Мы заинтересовали нашим проектом НПК«Морсвязьавтоматика», которое производит электродвигатели. Предприятие построило необходимый по параметрам двигатель и установило его на судно катамаранного типа. Это прототип пассажирского судна Ecovolt, вместимостью 40-80 пассажиров, он был продемонстрирован в сентябре на 15-ой Международной выставке-конференции «НЕВА 2019». Также в разработке у производителя суда типа «Фонтанка» (Cityvolt), предназначенные для прогулок по рекам и каналам Санкт-Петербурга, и скоростной катамаран Ecocruser вместимостью 126 пассажиров, со скоростью 20 узлов (37 км/час), предназначенный для запуска на маршруте от Эрмитажа до Петергофа.
— Почему был выбран катамаран?
— Судостроители считают, что суда катамаранного типа более эффективны. Это в принципе аналог судна на подводных крыльях, только с большей плавучестью и меньшими ограничениями. За границей такие катамараны на электродвигателях давно эксплуатируются, например, на швейцарском озере Бильское с 2001 года пассажиров возит электрокатамаран MobiCat.
— Кто будет строить суда для Петербурга?
— Производство судов будет идти на тех же традиционных верфях, которые у нас сегодня есть в Петербурге, в Казани и в Крыму. Никакой проблемы, как говорят судостроители, производство таких катамаранов не представляет. Как и установка на них электродвигателей. С подводом электроэнергии на причалы тоже проблем не ожидается. Сегодня уже по некоторым адресам есть предварительное заключение Ленэнерго, что они туда могут подать электричество, поскольку на ближайших трансформаторных подстанциях есть свободные мощности.
— А билеты для пассажиров подорожают?
— Нет, наоборот, подешевеют — поскольку электродвигатели вполовину экономичнее, чем дизельные, и у судовладельцев текущие расходы сократятся. Им конечно придется инвестировать в новые электрокатамараны, но, во-первых, нынешние суда, которые используются для пассажирских перевозок, уже порядком износились и их все-равно надо менять. Во-вторых, мы предлагаем Минпромторгу ввести субсидирование лизинга для судов подобного класса. И чтобы субсидия на экологический транспорт была больше, чем на, дизельный, потому что вопрос экологии — это одна из задач государства, в том числе, в рамках исполнения Парижского соглашения, который РФ одобрила. Я уже не говорю об авариях, когда из дизельных двигателей вытекает топливо и разливается по Неве.
Мы планируем получить во втором квартале 2020 года принципиальное одобрение нашей Концепции со стороны профильных комитетов администрации Петербурга.
ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКИЙ ВЕЛОМАРШРУТ
— Второй проект — развитие велосипедного движения. Вы хотите построить велодорожки в Финляндию?
— По территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области европейцы планируют проложить два трансъевропейских веломаршрута: EuroVelo 10 (вокруг Балтийского моря) и EuroVelo13 (от Норвегии до Турции). Однако официально участки на территории России не имеют сертификата соответствия стандартам EuroVelo: необходимо создание соответствующей велоинфраструктуры.
В рамках Программы приграничного сотрудничества «Юго-Восточная Финляндия — Россия 2014-2020» создан фонд, который предоставил грант на создание выделенной велосипедной дорожки от города Светогорска до государственной границы РФ в районе МАПП «Светогорск». Построена она будет довольно быстро. Финский кусок — от границы до Иматры — почти готов, там не хватает около километра до границы, его строят за счет бюджета Финляндии. Вся трасса должна быть построена к лету 2021 года.
Следующий маршрут — от обхода Выборга (трасса А181 «Скандинавия») до пункта пропуска «Брусничное». Эта велодорожка войдет в состав новой автодороги, альтернативной нынешней «дороги смерти» вдоль Сайменского канала, которая останется чисто технологической, для обслуживания канала. Дирекция сейчас подает заявку на разработку проекта планировки новой автодороги в следующем программном периоде «Юго-Восточная Финляндия — Россия» с 2021 по 2027 год.
— Как этот проект повлияет на туризм? Ожидаете роста турпотока?
— Участники европейского велодвижения очень заинтересованы в том, чтобы появились такие маршруты. Так что мы ожидаем увеличения турпотока, особенно с учетом введения с 1 октября бесплатной электронной визы для граждан 53 стран, что серьезно упрощает для иностранцев возможность приехать в Россию. Им теперь не надо ходить в консульство и платить сбор, а просто в интернете нажал 10 кнопок, пришло письмо, что получена виза, приходишь на пункт пропуска с этим письмом и можешь 8 суток свободно ходить и ездить по Петербургу и Ленобласти. Кстати, эти электронные визы действуют и для яхтсменов, которые раньше испытывали большие проблемы с получением российской визы.
Мы очень надеемся, что европейские власти последуют нашему примеру. Пока что для российских велосипедистов есть только одна льгота — они не должны стоять в очереди вместе с автомобилистами. Ну и пограничные службы не тратят время на проверку транспортного средства.
ТРАНСПОРТНЫЙ ПУТЬ
— Ваш социальный проект «Дорога в будущее» реализуется уже год. Можно подвести некоторые итоги?
— Этот проект имеет две основные задачи. Первая — помочь трудоустройству выпускников детских домов. Мы хотим показать детям, какие есть рабочие специальности, на которые не надо долго учиться и там нет высокого конкурса. Для таких детей это важно, потому что у них нет родителей, некому платить за образование. Но они должны как-то устраиваться в жизни. Мы начали работу с детьми из детского дома — «Никольского ресурсного центра», возраст наших подопечных от 10 до 17 лет. Они изучают разные сферы транспортной отрасли: как устроены Западный скоростной диаметр, порт Бронка, новая скоростная трасса М11, трамвай Чижик, железные дороги, аэропорт Пулково. С детьми обсуждают самые серьезные вещи — условия труда, размер будущей заработной платы, обучение и даже возможные стажировки. Мы даем им возможность познакомиться с интересными профессиями, а они уже сами решают для себя, хотят ли они развиваться в этой сфере или будут искать себя дальше.
Рынку транспортные специалисты крайне необходимы — рабочих в транспортной сфере не хватает. Цифровизация и роботизация конечно происходит, но роботами нельзя заменить все. Без крановщика ни один дом не построить. Даже в Японии и Корее крановщик — это человек, а не робот. Рынку нужны рабочие руки и наш проект помогает предоставить транспортной сфере таких специалистов.
— Как происходит знакомство детей с транспортными профессиями — вы им лекции читаете?
— Ни в коем случае! Мы даем возможность детям поиграть — в аэропорт, посидеть за штурвалом поезда, надеть жилетку кондуктора. Знакомство с профессиями происходит в форме игры. Мы не читаем лекций. Есть рассказ и диалог. Приходят они в музей РЖД — им рассказывают про какой-то знаменитый поезд, его историю. А потом их приводят на тренажер, где все выглядит, как в настоящей кабине машиниста. Разыгрываются разные экстремальные ситуации — вышел лось на дорогу, переезд не закрылся. Ребенку показывают, как регулируется скорость, как вообще работает система управления поездом — детям это интересно.
Для детдомовских детей очень важна социальная среда на предприятии, где им предстоит работать. Мы встретили живой отклик у предприятий, которые есть в Петербурге и Ленобласти. Там с удовольствием детей принимают, тратят время, чтобы с ними поговорить, ответить на вопросы, показать условия труда, какие есть профессии и какие есть перспективы.
Глава благотворительного фонда «Место под солнцем» Ирина Дрозденко предложила хорошую идею — предлагать детям после выхода из детдома приобретать жилье там, где они выберут работу. Хочет он работать в порту Усть-Луга, в Бронке или в аэропорту Пулково — ему удобнее жить там, а не в Никольском, где расположен ресурсный центр. Но по закону государство приобретает для них квартиры по месту нахождения социального учреждения, детского дома. Мы хотим предложить государству предоставить детям возможность получать жилье по месту работы. Это одно из предложений, которое мы выработали по итогам реализации первого этапа проекта. Для этого надо изменить федеральное законодательство. Но это нужно делать, потому что это касается детей, за которых несет ответственность государство.